Одна из инновационных форм в работе «художественно-эстетического развития» дошкольников — это музыкально-педагогическая технология нашего современника Татьяны Анатольевны Боровик — русского музыковеда, педагога, исследователя — «Хор рук» (двигательное двухголосие)
В основе этой технологии положен комплексно — тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приёмами, что позволяет заинтересовать и долгое время концентрировать внимание детей, а так же детей с ОВЗ.
Использование данной технологии направлено на развитие:
— Слухового восприятия музыки и развития музыкального, тембрового, динамического слуха.
— Пространственной организации движений у детей.
— Слухового внимания, памяти, мышления.
— Управления мышцами лица, рук, туловища и ног.
— Формирования выразительность движений под музыку, совершенствуя вместе с этим чувство ритма
— Ансамблевой слаженности и внимания.
— Выражения эмоции, правильно проявлять свои чувства при помощи мышц лица, пантомимических движений, понимать эмоции окружающих и сопереживать им.
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях, зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» — другая (стоящая позади них, соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя.
Каждое занятие должно приносить ребёнку удовольствие и радость, а не вызывать состояние утомления. Именно поэтому занятия проводятся в увлекательной сюжетно — игровой форме с чередованием интенсивных упражнений, требующих большой активности, со спокойными упражнениями.
Общий сюжет создаёт игровую ситуацию, развивает интерес и вызывает желание играть, принимать активное участие в занятии. Игровой ситуации способствуют присутствующие на занятии необходимые атрибуты.
Здесь предполагается использование дополнительных атрибутов – «перчаток» — снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс», «Танцующий сервиз для мамы», «Овощной базар», «Летняя фантазия», «Море» и др.)
При построении музыкально — коррекционных занятий следует учитывать ряд необходимых условий, а именно:
— Умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей.
— Обеспечивать взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности.
— Учитывать возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений в их развитии.
— Обеспечивать соответствие учебным и воспитательным задачам музыкального развития.
Особенностями являются:
- Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;
- Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.
- Пластическое соучастие с музыкойнаправлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальнаяткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка.
- Погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т. д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.
- Двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания.
- Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.
- Способна считаться формой развития ассоциативно-образного мышления, при условии, что некоторые исполняемые жесты бывают прокомментированы.
- Развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.
- Может быть использована в работес воспитанниками самого разного возраста.
- Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый и ребенок, а не только музыкальный руководитель.
Вывод: технология «Хор рук» является одной из форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, активной релаксации. Ее применение
можно использовать в работе как с группами общеразвивающего вида, так и коррекционными.
Если некоторые исполняемые жесты комментировать, то, данную технологию, можно считать формой развития ассоциативно-образного мышления.
Результативность музыкально — коррекционных занятий по методике наглядно прослеживается на динамике психического развития воспитанников с ЗПР: в формировании у них чувства уверенности в собственных силах, гармонизации эмоционально — личностной сферы, развитии психических и физических качеств в соответствии с психофизиологическими особенностями и возможностями через общение с музыкой.
Здесь в полной мере срабатывает принцип: Музыка радует — музыка воспитывает.