Телефон доверия
Свежие комментарии
    Рубрики
    Обращение граждан




    Одна из инновационных форм в работе «художественно-эстетического развития» дошкольников — это музыкально-педагогическая технология нашего современника Татьяны Анатольевны Боровик — русского музыковеда, педагога, исследователя — «Хор рук» (двигательное двухголосие)

    В основе этой технологии  положен комплексно — тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приёмами, что позволяет заинтересовать и долгое время концентрировать внимание детей, а так же детей с ОВЗ.

    Использование данной технологии направлено на развитие:

    — Слухового восприятия музыки и развития музыкального, тембрового, динамического слуха.

    —  Пространственной организации движений у детей.

    —  Слухового внимания, памяти, мышления.

    — Управления мышцами лица, рук, туловища и ног.

    — Формирования выразительность движений под музыку, совершенствуя     вместе с этим чувство ритма

    — Ансамблевой слаженности и внимания.

    — Выражения эмоции, правильно проявлять свои чувства при помощи мышц лица, пантомимических движений, понимать эмоции окружающих и сопереживать им.

    Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях, зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» — другая (стоящая позади них, соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя.

    Каждое занятие должно приносить ребёнку удовольствие и радость, а не вызывать состояние утомления. Именно поэтому занятия проводятся в увлекательной сюжетно — игровой форме с чередованием интенсивных упражнений, требующих большой активности, со спокойными упражнениями.

    Общий сюжет создаёт игровую ситуацию, развивает интерес и вызывает желание играть, принимать активное участие в занятии. Игровой ситуации способствуют присутствующие на занятии необходимые атрибуты.

    Здесь предполагается использование дополнительных атрибутов  – «перчаток» — снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс», «Танцующий сервиз для мамы», «Овощной базар», «Летняя фантазия», «Море» и др.)

    При построении музыкально — коррекционных занятий следует учитывать ряд необходимых условий, а именно:

    — Умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей.

    — Обеспечивать взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности.

    — Учитывать возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений в их развитии.

    — Обеспечивать соответствие учебным и воспитательным задачам музыкального развития.

    Особенностями являются:

    1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;
    2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.
    3. Пластическое соучастие с музыкойнаправлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальнаяткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка.
    4. Погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т. д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.
    5. Двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания.
    6. Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.
    7. Способна считаться формой развития ассоциативно-образного мышления, при условии, что некоторые исполняемые жесты бывают прокомментированы.
    8. Развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.
    9. Может быть использована в работес воспитанниками самого разного возраста.
    10. Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый и ребенок, а не только музыкальный руководитель.

    Вывод: технология «Хор рук» является одной из форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, активной релаксации. Ее применение

    можно использовать в работе как с группами общеразвивающего вида, так и коррекционными.

    Если некоторые исполняемые жесты комментировать, то, данную  технологию, можно считать формой развития ассоциативно-образного мышления.

    Результативность музыкально — коррекционных занятий  по методике наглядно прослеживается на динамике психического развития воспитанников с ЗПР: в формировании у них чувства уверенности в собственных силах, гармонизации эмоционально — личностной сферы, развитии психических и физических качеств в соответствии с психофизиологическими особенностями и возможностями через общение с музыкой.

    Здесь в полной мере срабатывает принцип: Музыка радует — музыка воспитывает.