Краткая Презентация основной образовательной программы структурного подразделения ГБОУ СОШ №4 городского округа Отрадный детский сад №3

1.1. Краткая Презентация основной образовательной программы структурного подразделения ГБОУ СОШ №4 городского округа Отрадный детский сад №3

Основная образовательная программа структурного подразделения ГБОУ СОШ № 4 городского округа Отрадный детский сад №3 разработана на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол № 2 от 20.05.2015 г.)

Основная цель воспитательно-образовательного процесса СП ГБОУ СОШ №4 детского сада №3 – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Задачи: формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного об-разовательного учреждения и семьи;
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Основная образовательная программа СП ГБОУ СОШ №4 детский сад №3 может осуществляться в группах  общеразвивающей, компенсирующей направленности и охватывает следующие возрастные периоды физического и психического развития детей: ранний дошкольный возраст от 2 до 3 лет (вторая ранняя) младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет,  средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

Длительность пребывания детей в детском саду №3 при реализации основной общеобразовательной программы в условиях полного дня (12 часов в день с 7.00 до 19.00). Длительность пребывания детей в дошкольных группах определяется возможностью организовать прием 4-х разовый прием пищи и дневной сон.

В каждой возрастной группе организуется соответствующий возрастным особенностям режим дня. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 2 — 7 лет составляет 5 — 6 часов.

Распорядок дня включает:

Прием пищи определяется временем пребывания детей и режимом работы групп (завтрак или обед, или завтрак и обед, или полдник, возможны другие варианты). Питание детей организуют в помещении групповой ячейки.

Ежедневная прогулка детей, её продолжительность составляет 3-4часа. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Продолжительность прогулки определяется в зависимости от климатических условий. Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.

Дневной сон. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 — 12,5 часа, из которых 2,0 — 2,5 отводится дневному сну. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

Самостоятельная деятельность детей 2 — 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3 — 4 часов.

Непосредственная образовательная деятельность. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) — 2 часа 45 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) — 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) — 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) — 8 часов 30 минут.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 2 до 3лет — не более 10 минут для детей от 3 до 4лет — не более 15 минут, для детей от 4 до 5лет — не более 20 минут, для детей от 5 до 6лет — не более 25 минут, а для детей от 6 до 7лет — не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 — 3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25 — 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.

Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет:

— в младшей группе — 15 мин.,

— в средней группе — 20 мин.,

— в старшей группе — 25 мин.,

— в подготовительной группе — 30 мин.

Один раз в неделю для детей 5 — 7 лет следует круглогодично организовывать непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию максимально организуют на открытом воздухе.

Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста, которые  недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят:

— для детей 5-го года жизни — не чаще 1 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

— для детей 6-го года жизни — не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

— для детей 7-го года жизни — не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

Каникулы. В середине года (январь ) для воспитанников дошкольных групп организовываются недельные каникулы, во время которых проводят непосредственно образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).

В дни каникул и в летний период непосредственно образовательная деятельность не проводится. Проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивается продолжительность прогулок.

Общественно полезный труд детей старшей и подготовительной групп. Он  проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не превышает 20 минут в день.

Разные формы двигательной активности: утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическая гимнастика и другие.

Для реализации двигательной активности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.

Закаливание детей, оно  включает систему мероприятий:

— элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

— специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы ДО, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки.

Содержание воспитательно-образовательного процесса включает реализацию следующих образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Во всех группах различные формы работы с детьми организуются утром и во вторую половину дня. В первой половине дня в младшей  группе  планируются не более двух интеллектуальных форм, в группах  старшего дошкольного возраста – не более двух. В группе старшего дошкольного возраста и подготовительной к обучению в школе группе НОД во второй половине дня планируется не более 5 дней в неделю, преимущественно

художественно-продуктивного характера. Перерывы составляют не менее 10 минут. В середине проводится физкультминутка.

При построении воспитательно-образовательного процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области и в ходе реализации других областей Программы.

В старших группах дошкольного возраста допускается проведение НОД интеллектуальной направленности со всей группой с целью преемственности детей к школьным условиям обучения. Количество НОД и её продолжительность, время проведения соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13. В середине учебного года (январь) для детей дошкольного возраста организуются недельные каникулы.

Образовательная нагрузка в старшей группе в реализации образовательной области «Речевое развитие» увеличена на 1 мероприятие, в реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» увеличена на 1 мероприятие с целью совершенствования коммуникативной деятельности и формирования безопасного поведения воспитанников старшей группы. Недельная нагрузка в старшей группе соответствует требованиям СанПиН.

Для  групп компенсирующей направленности  для работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, условием режима дня является работа  с детьми дефектолога (специализация в соответствие с дефектом развития). Дефектолог в течение недели проводит индивидуальные, подгрупповые занятия, в соответствие с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка и  специализированные фронтальные занятия. Количество занятий определяется возрастом детей: для детей старшего дошкольного возраста — 3 занятия компенсирующей направленности. Вид специализированных фронтальных занятий соответствует образовательной области. Распорядок дня включает  традиционный режим и индивидуальные занятия, составленные в соответствие с режимом работы учреждения.

4.2.  Используемые примерные программы

Программа составлена с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол № 2 от 20.05.2015 г.) в части ее структуры. 

4.3 Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

В соответствии с п.2 статьи 44 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» родители имеют право знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Одной из основных задач, стоящей перед дошкольной образовательной организацией, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка. В свою очередь, педагоги детского сада в соответствии с п. 1.6. ФГОС дошкольного образования «обеспечивают психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». С учетом этих направлений и требований в Программе представлены следующие формы взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников:

  1. Родители входят в состав Родительского комитета детского сада, Управляющего Совета, которые рассматривают предложения по стратегии развития учреждения, материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, принятие локальных актов Учреждения и другое.
  2. Организация консультативной и просветительской работы (родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации специалистов детского сада, информационные стенды и другое).
  3. Родители имеют возможность предложить свои идеи по темам и содержанию детских проектов, принести материалы или книги, поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами.
  4. Участие родителей в образовательной деятельности: совместные праздники и развлечения, конкурсы и викторины, детская проектная деятельность, «Дни здоровья».
  5. Посещение детского сада во время «Дней открытых дверей». В это время у родителей имеется уникальная возможность «прожить» целый день в дошкольном учреждении вместе со своим ребенком – посмотреть и принять участие в утренней гимнастике, побывать на занятиях, на прогулке, во время приема пищи, поиграть с детьми, присутствовать на праздниках.
  6. Оказание помощи в пополнении предметно-развивающей среды групп и участков (изготовление дидактических материалов для организованной образовательной деятельности и свободной игровой деятельности детей).
  7. Сопровождение детей на прогулках, экологических экскурсиях в городской сквер, целевых выходах за территорию детского сада для закрепления навыков безопасного поведения детей на улице и на дороге.
  8. Работа в родительском комитете группы или детского сада: обсуждение качества питания в дошкольной организации, материальное оснащение образовательного процесса, организация детских праздников и другое.
  9. Участие в Педагогическом совете. Родители, дети которых посещают структурное подразделение, имеют полное право присутствовать на любом заседании Педагогического совета.
  10. Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки. Эти выставки предоставляют родителям и детям возможность организовать совместную деятельность (сочинить сказку, нарисовать рисунок, сделать поделку и т.д.).
  11. Подготовка детских праздников, досугов и развлечений и участие в них (спортивные, тематические праздники, досуги разной направленности).
  12. Интерактивное взаимодействие детского сада с родителями воспитанников через сайт структурного подразделения.

Сопровождение детей с ОВЗ